среда, 23 марта 2011 г.

Тридцать три хемингуэя


У Галины Шефер проходит конкурс короткого рассказа. Даже не короткого, а сверхкороткого.

Помните, как у Хемингуэя? «For sale: baby shoes, never used» («Продаются: детские ботиночки, неношеные»). Шесть слов, в переводе – четыре.

Впрочем, по-моему, ещё более лаконичен был Юлий Цезарь: "Veni, vidi, vici". И, заметьте, какая чёткая композиция: "Пришёл. Увидел. Победил". И завязка, и развитие событий, и совмещённая с финалом кульминация.  

Участникам предложено посоревноваться в лаконичности. При этом – внимание! – рассказ должен содержать внятную драматическую композицию: завязка, кульминация, развязка. Ну и оригинальности хотелось бы, ведь в маленьком произведении ценится умение выразить мысль ярко, эффектно, так, чтоб запомнилось. Вторичные потуги лаконичная форма обнажает особенно остро.

Увы, это очень заметно на примере некоторых участников конкурса, которые берут избитые темы, пишут по ним избитыми словами… Да ещё и многословно, велеречиво… Цезари? Хемингуэи?.. Вряд ли...

Итак, общий балл складывается из трёх оценок по пятибальной шкале: за лаконичность, композицию, оригинальность. Так они и будут у меня идти, по порядку, к каждому рассказу.

Всего на конкурсе - 33 участника. Ну что, начинаем обсуждение?

Первая треть хемингуэев.



№1. 2 – 4 – 4. Очень затянуто. Для эффекта не хватает лаконичности. Плюс интриги нет – слово «вдовец» ее разрушает. Выкинуть бы вступление, оставить только прямую речь – был бы ярче. А если бы последними фразами сделать: «И вышла. В окно» - спартанцы бы обзавидовались.
Завязка, кульминация, развязка – на высоте. Затянутая экспозиция.

№2. 3 – 2 – 4. Особой лаконичности незаметно, по композиции – зарисовка. Не рассказ. Этакая хокку-переросток. Но написано хорошо. Тема не нова, но найдены «свои» слова, так что оригинальность оценю высоко.

№3. Что именно оценивать? Два произведения в одном? Первое – вообще не рассказ, это двустишие в довольно распространённой юмористической стилистике, так что перейдём ко второму.

4 – 5 – 3. А вот вторая вещица имеет завязку («открыл глаза»), кульминацию («ёпт! где я?!») и развязку («Блиннн!..»). Так что композиция – пример пионерам. Оригинальность… для неоригинальной темы слишком уж оригинальный подход, ибо не совсем даже понятно, чего это вдруг его занесло. Неужто от тёщи сбежал? Как-то маловато ясности. Ну и лаконичность. Нет предела совершенству. Ваш рассказ можно было сделать ещё короче:

Открыл глаза… Ёпт! где я?!. Блин, неужели приехала тёща…

Девять слов вместо двадцати. А без междометий можно и в семь уложиться.

№4. 3 – 3 – 2. Дамские рыдания – это трогательно, но неоригинально. К тому же обычно в таких произведениях переизбыток слёз и слов. Кульминация смазана, концовка приличная.

№5. 5 – 1 – 5. Это не рассказ, это афоризм. Нет композиции, это не рассказ, а предложение. Яркое, достаточно оригинальное, лаконичное (нет лишних слов). Но не рассказ.

На самом деле мне очень понравилось – в одном предложении целая жизнь. И писателя видишь, и его жену, и его творчество, и проблемы, и… Но конкурс-то у нас рассказов, а? Вроде бы трёхчастная структура есть, но всё равно предложение остаётся некой завязкой, даже экспозицией, не получившей продолжения.

№6. 1 – 1 – 3. Извините, «ниасилил». Ну, ради интереса дочитала, конечно, но что тут оценивать? Работа вне задания уже по своему размеру. Краткость – единица. Оригинальность на уровне историй журнала «Лиза», девочкам понравится. Тем не менее, балл повышается до трёх за ход с сенбернаром. Композиция «прощупывается», хотя накала в кульминации маловато. Но принципиально не поставлю выше единицы, поскольку одно дело – создать рассказ с четкой композицией из двадцати слов, а другой – написать полноценную вещь. Разные весовые категории.

Распишите чуть подлинней – и в дамские издания. Но в этот конкурс вы не вписались.

№7. 2 – 2 – 2. Затянуто. Композиция смазана, кульминации нет: не рассказ, а зарисовка. Тема не нова. Ожидание, одиночество… И в лоб, в лоб. Любимые темы бесконечного числа конкурсантов.

№8. 4 – 5 – 5. Забавно. Но хотелось бы короче.

№9. 1 – 1 – 1. Дождалась появления претендента на «высшие баллы». Краткости не вижу, единица. Да и не рассказ это, в общем-то. Да и сюжет не слишком оригинален. Да и вообще – вне правил конкурса. Ну, главное ж участие.

№10. 1 – 1 – 1. Ещё один гигант. И ещё одно дамское одиночество. Очередное. Так что за оригинальность тоже ничего не ждите. Композиция – третья единица. Простите, но это не рассказ, это зарисовка.

№11. 2 – 1 – 4. Ещё одна зарисовка. Довольно затянутая, с переизбытком всяких разных слов, композиционно – не рассказ, оригинальность… Ну… Хорошо, хоть не про любимого мужчину, и то радость.

Часть 2 конкурсного обзора
Часть 3 конкурсного обзора

С пожеланиями успеха - Seshat (Татьяна Кигим)

18 комментариев:

  1. Оказывается не я один занимался идейно-тематическим анализом, правда рассказа самого Хемингуэя. ))) С нетерпением жду третью часть, наконец-то мой "шедевр" попадет на анализы. )))

    ОтветитьУдалить
  2. Третья треть - удивительная! Там три рассказа с тремя пятёрками.

    Хотя расказы с общими пятью - шестю баллами тоже есть.

    ОтветитьУдалить
  3. Так оценки по 6-бальной шкале, как в фигурном катании? И можно узнать, три вида оценок - это за завязку, кульминацию и развязку? )))

    Оффтоп: А эстафеты литературные для рекламы принимаете, уже есть две "10 любимых книг" и "10 "любимых" книг"? Интересно, их поисковая машина отличает? Некоторые посты отличить трудно. )))

    ОтветитьУдалить
  4. Общий балл складывается из трёх оценок по пятибальной шкале: за лаконичность, композицию, оригинальность.

    Минимум - 3 балла (за участие, так как нули не ставим :))), максимум - 15 баллов.

    А что за эстафеты?

    ОтветитьУдалить
  5. Первая эстафета конкурсная, уже продвинулась, а вторая альтернативная или контэстафета проходит здесь - Все на необитаемый остров только с 10 книгами!. По ссылке на вторую найдете ссылку на первую. )))

    Если интересно, то присоединяйтесь к обеим. В комментариях оставляйте заявку, а ссылку на ресурс добавлю или получите в новом посте. Первая эстафета не моя, в ней принял участие в другом блоге, в комментариях ссылка есть. Сюда не хочу так сильно ссылками спамить. )))

    ОтветитьУдалить
  6. Если у эстафеты есть конкурсное начало - почему бы и нет, ну только чтоб не совсем уж камерной была.

    ОтветитьУдалить
  7. Есть первые желающие присоединиться, как только появиться минимум 5 эстафетных постов, будет пост продолжение с конкурсным предложением. )))

    ОтветитьУдалить
  8. Так обожаю, когда меня критикуют!!! Оказывается, в моем "тещином" стишке оригинальный подход? Пикольно!!! Хоть какая-то похвала!

    ОтветитьУдалить
  9. Приятно услышать не только "не рассказ" несколько раз. Спасибо, что указали на ошибки в композиции, но я, если честно и Хемингуэевский рассказ как-то не считаю "очень уж" рассказом..)))

    ОтветитьУдалить
  10. ulishna, по себе скажу: лучше когда критикуют, чем когда не замечают... ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Wee, мне кажется, у О. Генри структура рассказа при минимальном наборе слов выражена бболее наглядно.

    Но у Хема тоже имеются все компоненты традиционной драматической композиии:

    Продаются... Завязка. Что продается? Уже интрига.
    Детские ботиночки... Развитие действия.
    Неношенные. Драматическая кульминация, совмещённая с концовкой.

    ОтветитьУдалить
  12. У Хемингуэя, на мой взгляд, в предложение одном бо-ольшой сюжет заложен, с началом, кульминацией и концовкой. Он, сюжет, понимается после прочтения, осознаётся и, по крайней мере у меня так, вводит в ступор. Его рассказ драматичен и страшен...

    А, вот, насчёт О.Генри. Мне рассказ не понравился. Для меня, это из серии "чёрных" шуток, типа "мальчик нашёл томагавк..." (или что он там нашёл) Ну, нет художественности, нет силы сюжета. Такое уж у меня мнение. ;)

    ОтветитьУдалить
  13. О. Генри - чернушный юморист :)

    А у Хема действительно страшный рассказ. Вышибает мозги, когда вдумаешься в эти несколько слов...

    ОтветитьУдалить
  14. А есть и такие наивные люди, которые думают, что ребёнок просто не успел поносить ботиночки, потому что из них вырос.

    Эх, плохо они знают старину Хэма...
    Он ведь не зря говорил, что "Любая история - это трагедия. Надо просто честно рассказать её до конца" (насчёт точности цитаты не уверена, но, надеюсь близко к тексту).

    ОтветитьУдалить
  15. ladybloger, а я уже даже не думаю так, я уверен, что ребенок вырос, жаль только, что старина Хемингуэй не дожил до времен Твиттера, пусть там писал бы свои короткие рассказы, издавая полные собрания сочинений... )))

    ОтветитьУдалить
  16. "never used" - никогда не использованные.

    ОтветитьУдалить
  17. "Смерть Архимеда"

    Баня...
    -Эврика!!!
    -Обзываешься?!?!?!
    Взмах меча...

    ОтветитьУдалить
  18. У Юлия Цезаря скорее повесть, чем рассказ
    3) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.
    “Рассказ (short story). Короткое реалистическое повествование (менее 10 000 слов), включающее элементы драмы, чье воздействие должно быть однонаправленным. В рассказе внимание сконцентрировано на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент. Даже если это условие не соблюдается, рассказ, тем не менее, являет некое единство как свой основной принцип. Хороший рассказ представляет персонажа (или группу персонажей) в определенной обстановке, физически или духовно вовлеченного в действие. Драматический конфликт — противоборство противостоящих друг другу сил — в центре любого рассказа”

    Впрочем сколько людей столько и мнений

    ОтветитьУдалить