понедельник, 20 декабря 2010 г.

Мемуары Себастиана де Фердинанда, или Решить нерешаемое

Подведены итоги конкурса «Робинзон» в блоге известного копирайтера Дениса Каплунова.

I место - «Мемуары Себастиана де Фердинанда», автор Круфоко
II место - «Моя «Робинзонада» на необитаемом острове», автор Галина Шефер
III место - «Добраться любой ценой», автор Олег Маркарьян

Полный список работ тут.

А теперь - некоторые наблюдения. Конкурс оказался весьма интересным: и не только внушительным призовым фондом ($500), но и весьма жёсткими условиями, поставившими авторов перед очень нелёгким выбором. Писать ли в конкурсном формате, или писать так, чтобы получившееся произведение имело ценность и вне конкурсных рамок? Или совместить то, и другое? Но возможно ли это?

Жёсткие рамки темы и сюжета (кто-то считает, что это плохо, кто-то - наоборот, поскольку испытание сложнее, кто-то тихо их огибает) при почти исключающем требовании максимально раскрепостить фантазию поставили конкурсантов перед непростыми вилами.

Тут или пустить эту фантазию в полный отрыв по колдобинам сомнительного сюжета (в соответствии с конкурсными условиями), либо попытаться создать максимально достоверное (с точки зрения логики событий) произведение.

Второе оказалось очень труднореализуемой задачей, поскольку уже сама завязка (пассажирский лайнер терпит крушение, супругов разбрасывает по разным островам) практически не оставляла места для реалистичного раскрытия темы. Как с выданным конкурсным сюжетом написать достоверный любовный, драматический, детективный, триллер, психологический рассказ? Либо - отход от рамок, либо начало уже настолько условно, что реалистичный рассказ с подобной завязкой вряд ли пропустит в печать вменяемый редактор.

Но есть у нас и иные жанры.

Тем не менее, отыграть тему, проявить фантазию и написать самоценное произведение оказалось также сложно и в юмористическом жанре, и в фантастическом. Ведь что такое самоценное произведение? Это произведение, которое вы можете опубликовать без объяснений, что вот де был такой конкурс «Робинзон», с такими-то условиями… И, следовательно, в самоценном рассказе (все произведения конкурса так или иначе стремились к жанру рассказа, а не статьи) надо и достоверно описать катастрофу, и почему был найден на острове данный предмет, и как он был использован…

Казалось бы, это легко можно было бы сделать в рамках фантастики и приключений…

Но логика и достоверность в этом жанре тоже существуют (хотя многие авторы об этом не догадываются). Некоторые конкурсные произведения в этом жанре были, увы, просто недостоверны с точки зрения редактора любого фантастического журнала или сборника. Проще говоря - непрофессиональны. Другие, как бы помягче выразиться…

Господа, фантастические приключения с нагромождением приключений, кучи сущностей и чуши - это трэш. Странно даже, какими овациями сопровождались некоторые произведения подобного плана. Впрочем, конкурс - скорее блоговый, чем литературный… Да и по условиям конкурса вполне приветствовался, похоже, масштабный трэш и полный отрыв фантазии от логики. Если авторы пошли по этому пути - они имели на это право. Это же конкурс! Многие участвуют в конкурсах просто, чтобы поиграть и получить дозу адреналина.

Вот только давайте честно: вне конкурса и личного блога ценность подобных произведений стремится к нулю.

Также нет смысла рассматривать как рассказы, с точки зрения литературы, и произведения-посты, которых на конкурсе, наверное, больше половины. Это не рассказы, а посты в блоге, часто даже с названиями типа «Как я участвовал в конкурсе…». В некоторых работах самое ценное, увы - картинки… С другой стороны, это не упрёк ни авторам, ни организаторам - никто литературного конкурса и не обещал. Конкурс вообще позиционировался как конкурс статей! (Кстати, ни одной статьи на конкурс предоставлено, если не ошибаюсь, не было).

В общем, многие авторы отнеслись к конкурсу… как к конкурсу: честно отыгрывали тему в рамках развлекательного блогового поста. Как рассказ, такое произведение ценности не имеет, как статья - чаще всего тоже. Как пост в блоге - почему бы и нет? А вот самоценность таких работ за рамками блогов владельцев низковата. Во всяком случае, повода перепечатать хотя бы один пост в одном из дайджестов блогосферы, не появилось.

Но вернёмся к произведениям-рассказам.

Некоторые авторы попробовали решить тему в чисто юмористическом жанре. Тут простор шире, можно писать в более условных рамках. Хоть рулон туалетной бумаги использовать в борьбе против акул, хоть диван отечественного производства. Проблема в другом - для написания настоящего юмористического рассказа нужно мастерство и очень хорошая стилистика.

Многие авторы попытались малореальный сюжет вписать в рамки сна. Ход довольно предсказуемый, предполагающий дальше либо приключенческую, либо лирическую историю. Увы, ход, обоснованный только попыткой обойти конкурсные рамки. То есть самоценность данного хода стремится к нулю - он не сюжетообразующ.

Пожалуй, одной из интереснейших заявок на «обход вил» стала коротенькая лирическая зарисовка, где океан оказался не океаном, а… впрочем, прочитайте сами. Кто-то назовёт, возможно, рассказ стандартным перевёртышем, которых полно на каждой «Грелке», но здесь это, кажется, единственный подобный вариант. Интересная идея, но явно за рамками строгого конкурсного решения.

Были попытки решить тему в рамках мистики и религиозного дискурса - но… Во-первых, для внеконкурсной литературы решения были довольно заурядны, каких-то философских споров, нравственных коллизий не предусматривалось. Из серии если не православных детективов «покропи маньяка ладаном», то из разряда детективов «… и не успел турист произнести молитву, как встал лев на колени, и воздел взор к небу, и перекрестился: «Господи, благослови пищу, которую я сейчас съем!».

Увы, некоторые рассказы, интересные в рамках конкурса своим нетрадиционным решением задания, вне его вызывают ассоциации с этим анекдотом. Так и кажется, что сейчас акулы попросят благословить их мяско насущное и плывущее…

Во-вторых, к интересной задумке не всегда прилагалось идеальное воплощение. Как правило, драматический накал перебивал лирический сахарин, что для мистики - самоубийственно, а для религиозного рассказа вроде бы самое то… Ну, это, скажем так, особый жанр, который с удовольствием публикует и православный «Фома», и протестантские, и католические издания, вот только произведения, имеющие ценность вне рамок душеспасительного конфессионального чтения, рождаются в рамках жанра довольно редко.

Довольно интересным экспериментом, кстати, следует назвать провокационный рассказ исламского толка, с гуриями и шахидами. Но, как говорится, совершенно неконкурсный формат…

* * *

Ну так что же, спросите вы, совсем всё туго? Данную тему в рамках самоценного произведения не решить? Или это будет рассказ, интересный небольшой аудитории, или явно выходящий за конкурсный формат?

Последнее было бы сладким оправданием - я-де написал, меня не поняли! Или: такую тему в нормальный рассказ не упакуешь. Или: я принципиально написал самоценный, неконкурсный, неформатный рассказ, потому что… Тут, конечно, могут быть самые различные варианты «потому что», в том числе и «я экспериментировал», и «я принципиально похерил тему», и «я писал для конкретного издания», и просто «мне так было интересней», и… Причины могут быть разные, главное - не списывать на них отсутствие своего рассказа на пьедестале. Вы сами так захотели, господа.

Ибо.. Ибо победитель продемонстрировал, что можно победить в рамках данного конкурсного формата, и победить самоценным рассказом.

Конкурентов у победителя действительно не было - отрыв впечатляющий. А главное - и тема решена, и произведение логично, достоверно (в рамках своего жанра) и самоценно.

Какой же жанр позволил блестяще решить столь сложные условия? Как можно догадаться - игровой постмодернизм с лёгкой толикой сюрреализма. Тут рамки условности очень широки.

Ну и, конечно, не будем забывать, что у победителя - по-настоящему блестящая стилистика.


P. S. Данный обзор выражает личное мнение автора - Татьяны Кигим (Seshat), и на большее не претендует.

P. S. S. На конкурсе установилась довольно миролюбивая и доброжелательная атмосфера. Если кому-то обзор показался слишком жёстким - прошу прощения, он был написан уже не в рамках уютного конкурсного мира, а вне его: с точки зрения большой вселенной сетевых конкурсов и, более того - несетевой литературы.

11 комментариев:

  1. Жестко, но даже моя,страдающая хронической нестабильностью, самооценка не упала. Спасибо! Ваш обзор позволил мне понять, какие вообще требования предъявляются к подобным работам. Победили достойные, а я стала на шаг ближе к будущей победе, потому что в этом конкурсе получила бесценный опыт :)

    ОтветитьУдалить
  2. Не жестко, даже слабо, и по жестче следовало бы написать :P

    ОтветитьУдалить
  3. Да, текст написан исключительно на высокой эмоциональной ноте, с серьёзной критикой. Но такое полезно читать, главное адекватно воспринимать критику, поскоьлку в данном аспекте она конструктивная.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень польщен вашей оценкой моего "неформата", спасибо! Почему у меня не было намерения победить в конкурсе, придерживаясь его дурацких "форматных" правил, хорошо описал автор другой рецензии на этот конкурс, Максим Федоров: http://www.crisisprogram.ru/2010/12/akuly-v-perxjah.html

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна, прекрасный обзор конкурса! Прочла с удовольствием! Спасибо!

    руки чешутся тоже сделать обзор, но катастрофически не хватает времени. Да и Вы так всё великолепно осветили, прошлись по основным жанрам конкурса.

    ОтветитьУдалить
  6. У меня такое впечатление, что никто не читал трех рассказов (да, именно рассказов) Максима Фёдорова. Неужели никого не "зацепило"?

    ОтветитьУдалить
  7. Меня зацепил тот, что про реалити-шоу. Др.Акула тоже забавно

    ОтветитьУдалить
  8. ladybloger, спасибо! Но вы бы тоже обзор написали - чем больше обзоров, тем всем интересней!

    ОтветитьУдалить
  9. Лариса, Антарей, про реалити-шоу я читала... Тут вот какое дело. Литературных достоинств-недостатков касаться не буду, выскажу мнение по идее.

    Мне кажется, при выявлении интересных идей жюри забраковала обе истории про реалити-шоу именно потому, что начало было уж слишком одинаково. Обе - Максима Фёдорова и мою (http://kigim.blogspot.com/2010/12/blog-post.html). Одинаково - вплоть до условия "все или обоим, или одному".

    Разумеется, все работы до написания своей я не читала, рассказ Максима тоже пропустила. Если честно, пошла по довольно простому пути - реалити-шоу штамп заезженный, пользоваться им на конкурсах не рекомендованно. И что видит жюри? Два рассказа про реалити-шоу плюс, если не ошибаюсь, рассказ про кастинг.

    Ну и кто виноват?

    Когда пишешь на заезженые темы, надо писать или сверхблестяще, или что-то очень новое. Что получилось у нас? У Максима (на мой взгляд) получился фантрассказ очень среднего уровня. У меня - средний дамско-иронический рассказ.

    Почему я стала писать на заезженную тему? Что-то серьёзное, мощное не придумывалось, а такая вот рассказка про парочку долбо... супругов как раз подходила для одного журнала, который предложил мне написать нечто похожее. А я всегда рассматриваю конкурсы как повод написать ещё один рассказ для печати. Вот и написала. Выиграю, не выиграю - а гонорар всё равно получу :)

    Что побудило Максима писать на "опасную", заезженную тему - не знаю. Но влетели мы оба, так что жаловаться надо только на самих себя.

    ОтветитьУдалить
  10. Kopy, пока я напишу - все уже и о конкурсе забудут. :) Реально нет сейчас времени. А спустя месяц кулаками уже не машут.

    Лариса, я тоже читала Максима Фёдорова. Мне понравился Dr.Akula - это же надо было додуматься так обыграть! :)

    P.S. И почему у Вас тут нет возможности оставить коммент с именем/URL, приходится отставлять в своём нике ссылку на ЖЖ, который я не веду. У меня-то всё на автономном блоге.

    ОтветитьУдалить
  11. Это решается в настройках комментариев (Пункт "Кто может отправлять комментарии?"
    Надо поставить галочку напротив "Любой - включает Анонимных пользователей")

    ОтветитьУдалить