Автор: Татьяна Кигим
В последние дни на нескольких литературных форумах идут дискуссии о том, какие конкурсы "честнее", какое жюри - профессиональное или самосудное - объективнее.
Попробую сформировать своё (неоднозначное и шизофреничное) мнение относительно того, какое жюри краше – самосудное или профессиональное. А оно у меня, повторюсь, неоднозначное.
Плюсы и минусы есть «и тама, и здеся». Кроме того, многое зависит от аудитории самосудного конкурса и от подбора профжюри. Сравнивать сферический самосуд в вакууме с кубообразным профжюри в невесомости – бессмысленно.
Во-первых, самосуд – это способ оценить аудиторию рассказа. Тут ценны как восторги, так и «ниасил чо за хрень». Во-вторых, на разных конкурсах – разный самосуд. Одно дело «старичковый» заход на МП, где почти все участники – хотя и начинающие, но публикующиеся и пишущие (на мой взгляд) очень сильно; другое дело – массовый или даже очень массовый конкурс, куда набегает куча новичков и «хорошо известных в узких кругах» (на СИ, например, в каком-то литобъединении) МТА. В последнем случае играет немалую роль давно уже замеченная на Грелках и прочих массовых конкурсах разница в голосовании первого и второго тура. Аудитория «самосудных судей», на мой взгляд, имеет большое значение.
Немалое значение, на мой взгляд, имеет и анонимность/неанонимность конкурсов. Анонимные мне лично нравятся больше и кажутся более объективными.
Если сравнивать подход профжюри и судей первого тура массового конкурса – конечно, профжюри даст более объективный результат, так как в нём не будет некоторых имеющихся в первых турах одиозных фигур с очень странными представлениями о литературе или полных дебилов, которые пишут с ошибками, но учат других «как песать правельно». Или гнобящих рассказ за то, что автор посмел использовать для антуражу сложные дебри таблицы умножения.
Однако и профжюри тоже бывает разным. Бывает, собирают в качестве жюри таких писателей-фантастов, которых я не читаю, не уважаю и чьё мнение мне лично по барабану (что не мешает другим участникам относиться к мнению этого жюри с пиитетом). И наоборот: жюри, мнение которого мне кажется важным и ценным, другие участники могут смешать с грязью (срач на одном из последних конкурсов форума Эксмо, где модераторам пришлось вмешаться в скандал, тому примером).
Для начинающих авторов, как правило, любое профжюри (люди, которые печатаются, широко известны в критике, имеют авторитет в фэндоме и т. п.) – авторитетно. (И у меня был такой период). Потому что эти люди уже чего-то добились. Потом человек начинает «фильтровать» ценность высказываний не только самосудных товарищей по конкурсу, но и мнения членов профжюри. И выбирать конкурсы, в которых стоит или не стоит участвовать, предварительно изучив состав судей.
А на СИ, знаете, бывают и конкурсы с жюри, «авторитетным среди своих друзей». Чем оно отличается от самосуда, кроме узости выборки – да ничем. Только мнений меньше.
И ещё один момент – человеческий фактор. Члены профжюри – как правило, люди занятые. Многие сетуют на то, что при самосуде участники читают по диагонали – а на конкурсе с профжюри, думаете, такого не бывает? Ещё как бывает. И на первых строках читать бросают, и чушь в отзывах пишут. И «не люблю фентэзи» бывает, и мускулинность/феминность в выборе фаворитов или гноблении непонравившегося, и просто похмелье, и просто выпендрёж («.. опять собрались МТА, а я, такой гениальный, снизошёл до этого ацтоя…»), и просто тупая безграмотность («такой закон не может существовать… чо? он существовал в реальности? всё равно автор дурак», «я не знаю, в чём разница между Бадаевскими складами, Бабаевской фабрикой и фабрикой Вилли Вонки, и знать не хочу», «в интернете этого нет, а в библиотеку я не пойду»).
Так что – авторитетность жюри каждого конкретного конкурса, на мой взгляд, стоит оценивать индивидуально.
Подпишитесь на новости Творческих Конкурсов!
В последние дни на нескольких литературных форумах идут дискуссии о том, какие конкурсы "честнее", какое жюри - профессиональное или самосудное - объективнее.
Попробую сформировать своё (неоднозначное и шизофреничное) мнение относительно того, какое жюри краше – самосудное или профессиональное. А оно у меня, повторюсь, неоднозначное.
Плюсы и минусы есть «и тама, и здеся». Кроме того, многое зависит от аудитории самосудного конкурса и от подбора профжюри. Сравнивать сферический самосуд в вакууме с кубообразным профжюри в невесомости – бессмысленно.
Во-первых, самосуд – это способ оценить аудиторию рассказа. Тут ценны как восторги, так и «ниасил чо за хрень». Во-вторых, на разных конкурсах – разный самосуд. Одно дело «старичковый» заход на МП, где почти все участники – хотя и начинающие, но публикующиеся и пишущие (на мой взгляд) очень сильно; другое дело – массовый или даже очень массовый конкурс, куда набегает куча новичков и «хорошо известных в узких кругах» (на СИ, например, в каком-то литобъединении) МТА. В последнем случае играет немалую роль давно уже замеченная на Грелках и прочих массовых конкурсах разница в голосовании первого и второго тура. Аудитория «самосудных судей», на мой взгляд, имеет большое значение.
Немалое значение, на мой взгляд, имеет и анонимность/неанонимность конкурсов. Анонимные мне лично нравятся больше и кажутся более объективными.
Если сравнивать подход профжюри и судей первого тура массового конкурса – конечно, профжюри даст более объективный результат, так как в нём не будет некоторых имеющихся в первых турах одиозных фигур с очень странными представлениями о литературе или полных дебилов, которые пишут с ошибками, но учат других «как песать правельно». Или гнобящих рассказ за то, что автор посмел использовать для антуражу сложные дебри таблицы умножения.
Однако и профжюри тоже бывает разным. Бывает, собирают в качестве жюри таких писателей-фантастов, которых я не читаю, не уважаю и чьё мнение мне лично по барабану (что не мешает другим участникам относиться к мнению этого жюри с пиитетом). И наоборот: жюри, мнение которого мне кажется важным и ценным, другие участники могут смешать с грязью (срач на одном из последних конкурсов форума Эксмо, где модераторам пришлось вмешаться в скандал, тому примером).
Для начинающих авторов, как правило, любое профжюри (люди, которые печатаются, широко известны в критике, имеют авторитет в фэндоме и т. п.) – авторитетно. (И у меня был такой период). Потому что эти люди уже чего-то добились. Потом человек начинает «фильтровать» ценность высказываний не только самосудных товарищей по конкурсу, но и мнения членов профжюри. И выбирать конкурсы, в которых стоит или не стоит участвовать, предварительно изучив состав судей.
А на СИ, знаете, бывают и конкурсы с жюри, «авторитетным среди своих друзей». Чем оно отличается от самосуда, кроме узости выборки – да ничем. Только мнений меньше.
И ещё один момент – человеческий фактор. Члены профжюри – как правило, люди занятые. Многие сетуют на то, что при самосуде участники читают по диагонали – а на конкурсе с профжюри, думаете, такого не бывает? Ещё как бывает. И на первых строках читать бросают, и чушь в отзывах пишут. И «не люблю фентэзи» бывает, и мускулинность/феминность в выборе фаворитов или гноблении непонравившегося, и просто похмелье, и просто выпендрёж («.. опять собрались МТА, а я, такой гениальный, снизошёл до этого ацтоя…»), и просто тупая безграмотность («такой закон не может существовать… чо? он существовал в реальности? всё равно автор дурак», «я не знаю, в чём разница между Бадаевскими складами, Бабаевской фабрикой и фабрикой Вилли Вонки, и знать не хочу», «в интернете этого нет, а в библиотеку я не пойду»).
Так что – авторитетность жюри каждого конкретного конкурса, на мой взгляд, стоит оценивать индивидуально.
Подпишитесь на новости Творческих Конкурсов!
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить