понедельник, 29 августа 2011 г.

Десять грабель конкурсанта

Автор: Крупная Пакость (один из орг. конкурса "Коза-Ностра")

Конкурсов, конечно, много. И рассказов на них подают много. Но прочитав сотен пять конкурсных рассказов, любой более-менее внимательный человек начинает замечать в них общие достоинства – и общие ошибки. Самое смешное, что этих общих ошибок достаточно легко избежать, но почему-то конкурсанты раз за разом наступают на одни и те же грабли.

Итак, поговорим о граблях.

1. Первая распространённая ошибка – то самое, что полезно разве что при ловле блох: спешка. Увидев объявление о конкурсе, автор бежит, теряя предметы туалета, скорее писать рассказ и бегом его отправлять. Через пару дней после отправки понимает, что в тексте масса недоработок, и вообще надо бы кое-что поменять, а кое-что выкинуть, но поздно: рассказ уже играет на конкурсе. Его бьют за ошибки, которые автор уже видит и даже знает, как исправить, но он поспешил и теперь может только оправдываться: «да, понял... спешил... после конкурса исправлю...» А потерпел бы пару дней – глядишь, получил бы высокие оценки и место с приятным номером.

Разумеется, надо рассчитывать силы, не нужно оставлять написание и отправку рассказа на последний день. Мало ли, что может случиться? Но слишком спешить тоже не следует. Некоторым историям необходимо время, и если вы видите, что не укладываетесь в отведённые конкурсом сроки – не торопитесь. Напишите свой рассказ так, как он пишется. Конкурсов впереди ещё много, зато у вас будет отличный текст.

2. Вторая распространённая ошибка – запихивание дракона в баночку с последующим утрамбовыванием. Скажем, в правилах конкурса написано: принимаем рассказы до 30 тысяч знаков. Автор пишет рассказ – опа, 40 тысяч вышло. Автор начинает ужимать.



Нет, разумеется, в общем случае из рассказа начинающего писателя можно вырезать треть, и он останется понятным, композиционно стройным рассказом. Более того, я советую начинающим проделывать это упражнение регулярно: чем более лаконично вы научитесь писать, тем точнее каждое ваше слово будет бить в цель. Однако не пытайтесь впихнуть невпихуемое. Напишите свой рассказ так, как он пишется. Конкурсов впереди ещё много, зато... Ну, вы поняли.

3. На жюрейских конкурсах участники часто ломают голову не над тем, над чем её надо бы поломать, а пытаются понравиться конкретным членам жюри. Изучают, что они написали, делают из этого вывод о том, что им придётся по вкусу... А дальше начинается галиматья.

Положим, член жюри – профессиональный историк, специализирующийся на историческом романе. Конкурсант читает произведения в его разделе и думает: ага, ему нравится про древних греков! Садится и пишет рассказ про древних греков. Ну, вы поняли, да? Конкурсант – не профессиональный историк, его знания о Древней Греции ограничиваются мифами о Геракле и по диагонали прочитанным Платоном, и в лучшем случае у него получится «Красная жара». Член жюри читает, плюётся и ставит единицу.

Или, положим, член жюри пишет фэнтези-эпопею про попаданца-бухгалтера, пытающегося помочь местным наладить успешный бизнес в условном средневековье. Вау! – думает конкурсант, я понял! И пишет рассказ о менеджере по рекламе, попадающем к финикийцам и начинающем рекламную кампанию финикийского флота среди окрестных племён.

Увы. Ошибается тот, кто думает, что можно снискать благосклонность Роулинг, предложив ей почитать роман о юном ученике волшебной школы. В лучшем случае член жюри скажет «Блин, я это уже читал! У себя причём, и написано лучше!»

Разумеется, правильно учитывать критерии, по которым вас будут судить. Но. Вкусы члена жюри не равно «темы, на которые он пишет». Многие члены жюри озвучивают критерии оценивания. Иные вывешивали обзоры на других конкурсах – почитайте их. И придерживайтесь не тематики, одобренной данным членом жюри, а чего-то более общего. Например, член жюри пишет: «я граммар-наци, меня бесят ошибки в тексте!» Уделите внимание вычитке рассказа. Или член жюри пишет: «за недостоверность снижаю баллы!» Поработайте над достоверностью. Не выбирайте, писать про вампиров или про космодесантников, опираясь на вкус жюри. Пишите о том, что ближе вам.

4. Когда автор читает о конкурсе и принимает решение в нём поучаствовать, он начинает думать: что бы написать? В голове начинают роиться мысли. Некоторые из них достойны того, чтобы ловить их за хвост и оформлять в текст. Но не любая идея может стать рассказом, и не надо стремиться к этому.

Зачастую автор хватается за первую попавшуюся мысль и начинает срочно писать текст. Причиной этого может быть как уже упоминавшаяся спешка, так и, простите уж, леность ума: мне пришла в голову идея, зачем думать дальше? Сгодится!

Я не отрицаю, иногда сразу придумывается столь шикарный текст, что его и надо писать, что тут думать. Но всё же – подумайте ещё. Это как на рынке: придя за мясом, не надо покупать его у первого попавшегося продавца. Обойдите весь рынок, изучите предложение и выберите. Вы будете точно знать, что взяли лучшее.

Грелочники вообще считают правилом отбросить три первые идеи, потому что они придут в голову многим. Если вы пишете на тематический конкурс, прислушайтесь к этому совету. В любом случае ноосфера шепчет, и на тематическом конкурсе обязательно будет популярным какое-то одно решение темы, возможно, даже не самое очевидное. Например, на нашем конкурсе с темой «Иногда они возвращаются» было несколько рассказов, в которых в той или форме к матери, когда-то сделавшей аборт, возвращался её нерождённый ребёнок. Не знаю, что такое витало в воздухе в момент объявления темы, но, согласитесь, это не самая первая ассоциация с ней. Тем не менее.

Не надо писать то, что напрашивается само и сразу. Оно не только вам напросится, поверьте. Скоро на одном узкотематическом ресурсе, где я бываю, начнётся конкурс с темой «Первый раз». Я уверена, что будет множество рассказов о первом поцелуе, первом сексе и первом школьном дне. А ещё, возможно, о первом убийстве или первом достижении. Следовательно, лучше придумать что-то пооригинальнее. Оригинальный рассказ верней запомнится, а тексты с похожим сюжетом часто путают.

5. Трудно приходится автору, который хочет поучаствовать в конкурсе рассказов, а пишет в основном романы – или сейчас полностью погружён в написание романа. Иногда такие авторы совершают страшную ошибку: подают на конкурс часть романа. Иногда специально пишут рассказ, который на самом деле – отрывок чего-то большего.

Почему это неправильно. Очень редко удаётся написать по-настоящему сюжетно завершённый текст. Дело в том, что вы знаете о своём романе, о мире, в котором он происходит, очень много. Собственно, у вас хватает знаний на целый роман. Многие авторы приблизительно представляют себе структуру романа, хотя бы на уровне «вот в этой части мы напишем вот это, а вот в той вот то». В итоге естественным образом в рассказе-который-часть-романа появляются необъяснённые читателю вещи. Ведь они должны объясняться в романе в другом месте. Автору они хорошо известны и уже кажутся очевидными – автор провёл много времени, раздумывая над романом. Автор знает о существовании миллиона предпосылок, благодаря которым события не могли развиваться иначе. Но читатель об этом не имеет ни малейшего понятия! И поверьте человеку, который на этом обжигался не раз: на самом деле трудно отследить все такие моменты.

А читателя дико раздражают оправдания в стиле «ну это же часть романа! Вы почитайте по ссылочке, всё сразу станет понятно!» Из рассказа должно быть понятно. Не будет никто читать по ссылочке, когда на конкурсе ещё полтораста рассказов не дочитано.

6. Иногда автор думает-думает, а рассказ всё не придумывается. А в конкурсе поучаствовать так хочется, так хочется! И вдруг в голову приходит отличная, просто великолепная идея! И автор начинает писать рассказ о том, как некто пишет рассказ на конкурс.

Вы не поверите, но эта идея приходила в голову практически всем. Это уже мем – рассказ на конкурс о том, как пишут рассказ на конкурс. Как только судьи видят такое, они сразу ставят низкую оценку. Сразу. Просто за то, что это ВОТ ОНО. Для того, чтобы такой рассказ оценили высоко, он должен или быть шедевром, или содержать ещё много всего реально интересного.

Граммар наци смотрит на тебя и твой рассказ
7. На Коза Ностре, одним из организаторов которой я являюсь, на конкурс не допускаются рассказы с большим количеством ошибок. Многие авторы по этому поводу возмущаются и говорят, что мы ненужными формальностями убиваем творчество.

Среди относительно «серьёзных» литераторов, а также среди критиков и некоторых издателей бытует мнение, что не может существовать хорошего рассказа, написанного безграмотно. Сторонники этой точки зрения выдвигают такие аргументы: безграмотный человек не чувствует язык, а потому не может использовать предоставляемые им средства достаточно полно. Не буду здесь рассуждать о том, насколько это мнение верно, но я лично в целом с ним согласна. В частности, пунктуация – это ритм текста. Очень трудно написать хороший текст, не чувствуя ритма.

Собственно, не так уж важно, правильна эта точка зрения или нет. Для конкурсанта важно, что большинство судей на конкурсах этому стереотипу подвержены и судят сообразно с ним. Следует иметь это в виду.

К тому же, среди судей часто встречаются граммар-наци, они же розенталеры (ваша покорная слуга тоже к ним относится). Когда они видят ошибки, кровь застилает им глаза, и они стремительно «вылетают» из текста. Чем больше ошибок, тем более затрудняется восприятие текста. В итоге за ошибками судьи могут не увидеть рассказ.

8. На тематических конкурсах авторы с упорством, достойным лучшего применения, повторяют в рассказах формулировку темы. Дорогие авторы! Представьте себе, что вы члены жюри и вам надо прочесть 150 рассказов на тему «Бой курантов». И в каждом из них вы читаете: «куранты бьют», «он услышал бой курантов», «ещё не пробили куранты»... Скоро у вас от этих курантов нервный тик начнётся. Нет, бывают такие темы, где без упоминания ключевых слов никак (например, как раз упомянутый «бой курантов»). То запомните простое правило: если можно избежать цитирования темы в рассказе – сделайте это.

Случай из жизни: один человек выиграл конкурс в том числе потому (эту причину для высокой оценки упоминали голосующие), что не употребил ключевую фразу в рассказе. В отличие от подавляющего большинства других конкурсантов.

9. Ещё авторы очень любят в рассказе для тематического конкурса разжевать тему, показать её анфас, в профиль, с затылка и ещё пару раз прямо проговорить: вот, смотрите, тема! Видите, я стою флажком размахиваю? Здееееесь!

Вы знаете, это раздражает. Нет, конечно, бывает всякое, но в норме читатели не идиоты. Не следует засовывать тему совсем уж глубоко, но не надо и разъяснять то, что и так понятно. В крайнем случае хороший судья придёт и спросит: уважаемый, а как в вашем рассказе обыграна тема, я что-то не заметил?

10. Не читать правила перед тем, как отправить рассказ на конкурс – ошибка несколько странная, но, увы, неискоренимая.

Правила бывают очень и очень разные. В них иногда таятся дивные подводные камни. Не прочитав правила перед подачей рассказа, вы рискуете очень усложнить себе жизнь. Возможны разные варианты. При лучшем раскладе ваш рассказ просто не примут как не соответствующий условиям конкурса. При худшем окажется, что вы по собственной глупости ввязались в мероприятие, от которого стоило бы держаться подальше.

Обязательно читайте правила. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. Желательно также разобраться, кто конкурс организует, кто судит, какая у них репутация, почитать обзоры этих людей. Запомните золотое правило: если у вас вызывают антипатию организаторы или судьи конкурса – не ходите на него! На свете много конкурсов.

Я, конечно, не могу обещать, что если вы не станете допускать перечисленных ошибок, то всё у вас всегда будет прекрасно и вы будете выигрывать все конкурсы. Но по крайней мере, вам придётся намного легче, если вы обойдёте эти, самые распространённые грабли.

Подпишитесь на новости Творческих Конкурсов!

2 комментария:

  1. Спасибо! Как раз собираюсь принять участи в одном интересном конкурсе. Ваш пост для меня очень кстати. Попробую учесть все возможноые грабли

    ОтветитьУдалить
  2. Илона, а где теперь ваш блог?

    ОтветитьУдалить